Без ремня
Иван Ксенофонтов, фото автора
Скутер Дайджест- http://www.scooterdigest.ru/print.asp?id=4916&tid=23
12/5/2011
Бывают в жизни ситуации, когда проще отдаться, чем объяснить, почему нельзя… Нет, не то: бывают в жизни ситуации, когда кажется, что ничего сделать нельзя. А на самом деле…
Например, если на скутере оборвался вариаторный ремень, запасного нет, да и дом не близок… Ситуация не частая, но возможная. Чтобы иметь представление о возможных действиях (в духе со слоганом «Никогда не сдавайся!»), я произвел серию экспериментов. Нет, не в дороге, а в условиях оборудованного гаража. Ведь в пути обычно находятся разные чудики и умельцы (по сути это одно и тоже), у которых много чего припасено.
«Никогда не сдавайся!»
Предвидя то, что придётся не один раз одевать разные заменители ремня вариатора, изготовил распор – приспособление для фиксации ведомых полушкивов в разведённом состоянии. Это такая пластина определённой ширины, которой расклиниваешь основания полушкивов. Вообще снимается любой ремень так (кто не знает): раздвигаются пальцами ведомые полушкивы (те, что ближе к заднему колесу). Усилие пружины значительное, на грани того, которое может применить обычный человек. Иногда пружина сильнее пальцев (или пальцы слабее пружины – кому как нравится считать), и тогда приходится использовать приспособление. В самом простом случае это автомобильная монтажка, у которой, чтобы не повредить поверхности шкивов, конец обмотан изолентой. Оказалось, также удобен гвоздодёр.
Итак, раздвигаются ведомые полушкивы до конца, затем они распираются пластиной. Теперь ремень сдвигается к оси, и его становится возможным снять с ведущего полушкива (что на коленвалу). Третьим этапом ремень перекидывается по очереди через края наружного ведомого полушкива. Затем извлекается распорная пластина.
Обычно при обрыве скутерист сталкивается с проблемой, не как снять старый ремень (поскольку тот порвался), а как одеть новый ремень. Так вот, одевание проводим в обратном порядке, только вначале, как и при снятии ремня, разводим ведомые полушкивы и вставляем распор.
Приспособление для фиксации ведомых полушкивов в разведенном состоянии
Итак, чем же заменить порванный ремень? Первое, что приходит на ум – ремень схожего размера, но от другой техники. Например – снегохода. Самый распространенный в России – «Буран», их производят с 1974 года. Нет, я не спятил, вариаторный ремень от «Бурана», конечно же, не подойдет, а вот от привода вентилятора на первый взгляд похож. Главное – близка длина: по наружной поверхности она 750 мм, а у родного – 755 мм (маркировка 8,5х8-665 ТУ 38.1051073-76). Да, я не сказал, в качестве «подопытного кролика» взят 50-кубовый скутер TGB 101R. Кстати, его ремень «один-в-один» схож с распространенными и на 4-тактных моторах китайских «полтинников».
По размеру клинового сечения снегоходный ремень сильно отличается от скутерного. Сечение выше и уже – родной имеет ширину 16 мм вверху и 12,5 внизу при высоте 8 мм, а снегоходный, соответственно, 13 х 7 – 10 мм. Вот и проверим, будет ли работать вариатор. То, что он выдержит нагрузку, я не сомневался. Дело в том, что в свое время у меня был скутер Honda Business Express на 16-дюймовых колесах. Как-то там полетел ремень, и я с удивлением обнаружил, что подошел … от привода генератора автомобиля «Ока». Помнится, я благополучно доездил сезон на этом ремне.
Ремень вентилятора «Бурана» встал прекрасно
Итак, этот вариант сработал, правда «максималка» упала, и трогался скутер при более высоких оборотах. На научном языке это звучит так «уменьшился диапазон регулирования вариатора». Ну и хрен с ним, главное, что на крайний случай выход есть!
Приободренный результатом, стал искать способы более простые, ведь снегоходы в каждых кустах не стоят. Однако, перепробовав несколько, как мне казалось, реальных заменителей, убедился, что ничего не получается. Не буду утомлять подробностями неудачных попыток, лишь их перечислю.
Варианты со скреплёнными концами разрезанного автомобильного ремня
Ремень из транспортёрной ленты
Не получалось, собственно, по одной причине – усилие, которое передаёт ремень вариатора, довольно значительное, и все кустарные способы соединения концов оказывались непригодными. Перебирая в уме возможные варианты, на глаза попался резиновый шланг. Его диаметр примерно соответствовал ширине штатного скутерного ремня, да и материал (резина) сходный по коэффициенту трения. Шланг этот купил по случаю в автозапчастях, он продавался по длине и был бензостойкий.
Бензошланг по сечению недалёк от скутерного, только как скрепить концы?
Однако с этим шлангов встала та же проблема – как закрепить концы. Перепробовал несколько способов, но тот же результат – не хватало прочности внутреннего соединяющего звена.
Попытки связать пропущенный шпагат (вверху) или спаять толстый провод (внизу)
А это трос с петлями на концах
И тут пришло ещё более радикальное решение – пустить внутри велосипедную цепь – уж эта-то не порвётся! Однако оказалось сложным пропустить цепь через весь шланг, по крайней мере, у этого внутренний диаметр был маловат. Несколько звеньев проходило, но затем усилие, с которым приходилось тянуть цепь, чрезмерно возрастало. Пришлось порезать шланг на куски, примерно равные шагу цепи (12,7 мм), и эти куски нанизать на цепь. Крайние звенья скрепил винтом М4 с гайкой.
Велоцепь не должна подвести!
Звенья цепи соединил винтом М4, потом обрезал конец.
Велоцепь и куски шланга перед началом испытания.
Установить этот цепной ремень удалось без проблем, однако и он не оправдал надежд. Под воздействием нагрузки куски шланга стали разогреваться и разрушаться по микротрещинам. То есть на малых оборотах скутер ехал, но через несколько сотен метров разорванные куски стали вылетать (крышку вариатора я не ставил). Эксперимент прекратил, опасаясь, что цепь повредит поверхности полушкивов. Напоследок отмечу – будь шланг поновее, возможно удалось бы проехать больше...
Вскоре куски шланга начали разрушаться и покидать скутер…
Неожиданно сработал очень простой вариант, казалось бы совершенно непригодный. Попробовал, так сказать, «для ассортимента». Одел четыре резиновых кольца, вырезанных из камеры «Газели» (ширина 20-25 мм). Кольца натянулись довольно туго, но без проблем. При прибавлении газа одно сразу оборвалось, зато другие позволили на малых оборотах передавать крутящий момент на колесо. Их прочности оказалось достаточно, чтобы скутер сам себя передвигал по дороге, когда его придерживаешь за руль. Это все лучше, чем толкать «обезремененный» аппарат. Попробовал аккуратно сесть – по ровной дороге можно ехать со скоростью 5-10 км/ч, но если нагрузка возрастает, резинки рвутся. Этот способ может пригодиться как самый запасной вариант, чтобы докатиться до более серьезной ремонтной базы.
Соотношение размеров кольца от камеры и ремня
Вариант «от Балды» – резиновые кольца
Кольца от камер в работе
Ну, а для себя я сделал однозначный вывод: бывают в жизни ситуации, когда проще взять запасной ремень, чем потом ломать голову, чем его заменить…