На мопеде к Чёрному морюПервый день путешествия.Изрядно помолившись всем святым, неоднократно прочитав Псалтирь и многие
Акафисты вкупе с пришедшимися по душе молитвами в моем молитвослове, я,
дерзновенно испросив Божьего благословения, стал собираться в путь к
Черному морю.
В качестве транспортного средства был выбран принадлежащий мне с
недавних пор недорогой скутер китайского производства. Настоятель
Свято-Предтеченского храма г.Саранска, Ректор Саранского духовного
училища протоиерей Александр Пелин и недавний выпускник духовного
училища Сергей Сташко, имеющий немалый опыт вождения и ремонта авто- и
мототранспортных средств, непосредственно участвовали в планировании и
подготовке данной миссионерско-паломническо-просветительской акции. Был
проложен оптимальный маршрут, обеспечивающий наиболее беспрепятственное
движение имеющегося в распоряжении мотосредства, обсуждены тонкости
поведения водителя скутера на трассе, временной режим движения,
потребность в топливе, частота заправок, объём резервной топливной
емкости и т.д. Все эти тонкости обсуждались с поправкой на
установившуюся к тому времени жуткую жару. Ректор СДУ любезно пожаловал
со своего плеча майку с логотипом возглавляемого им Союза Православной
Молодежи Мордовии, после чего все сомнения в правильности сделанного
мною выбора исчезли окончательно.
Благоговейно приготовившись и поучаствовав со всеми верными в таинствах
исповеди и причастия Святых Тайн на воскресной Божественной Литургии,
получив напутственное слово от совершившего утреню настоятеля, я и мой
мопед, щедро окропленные святой водой, получили статус готовности №1 к
путешествию. Старт поездки, проходящей под лозунгом «Ударим мотопробегом
по безбожию!» был назначен на раннее утро понедельника. Сделав накануне
вечером все необходимые домашние приготовления, напоил с утра холодным
молоком утомленных затяжной жарой кошек и насыпал им сухого корма впрок.
Нехитрая поклажа моя включала в себя спальный мешок, полиуретановую
«пенку», сумку со сменой белья и болоневым костюмом на случай дождя,
пакет с едой и гигиеническими принадлежностями, полуторалитровый бидон с
бензином и бутылку воды из святого источника «9-я Пятница», что рядом с
ботаническим садом в пойме р.Инсар. Я раскрепил всё это на багажном
месте скутера с помощью крепежных резиновых ремней. Всё необходимое на
первый случай, а также ксерокопию карты с проложенным на ней
благословенным маршрутом, положил в специальную корзинку у ног водителя.
Встав ещё затемно, воскурил чудесный афонский ладан перед образами и
благоговейно помолился, приняв частицу просфоры и святую воду натощак, а
затем, плотно позавтракав чем Бог послал, завел двигатель скутера, и,
оставив его прогреваться, сфотографировал камерой мобильного телефона
спидометр. Он показывал 757 км пробега. Предстоящая мне дорога
оценивалась предварительно как минимум в два раза длиннее.
Осенив себя крестным знамением и перекрестив путь перед собою,
прислушавшись к себе и в очередной раз удостоверившись, что, всё-таки, с
православной молодежью Мордовии воистину Бог и крестная Его сила, я
надел мотоциклетный шлем и включил первую передачу.
Мигающие жёлтыми огнями перекрёстки пропускали меня беспрепятственно,
мой родной город утренней прохладой провожал меня, а вождение по
качественному дорожному полотну доставляло истинное удовольствие
водителю.
Первая заправка на выезде из города запомнилась. Насилу достучался и
разбудил симпатичную девчушку. Наши девушки, бесспорно, самые красивые!
Бросились в глаза многочисленные золотые кольца на пальцах, выбивающих
мне чек и отсчитывающих сдачу. Подумалось: побольше бы им, девушкам
местным, золота внутреннего, истинного русского, взамен внешнего,
турецкого – цены бы им не было! Только вот эта обманная установка под
лозунгом «Бери от жизни всё пока молод!» делает, к сожалению, свое дело,
и крастота физическая, внешняя, природная, становясь товаром в
обществе, выбравшем американскую мечту, уродует духовно незащищенную
душу её обладателя. Печальный факт. К 30-ти годам такой путь ведет к
физической истощенности, усталости от жизни, ожесточению и осознанию
бессмысленности бесконечного бега по кругу за вновь и вновь
предлагающимися потребителю обманными фетишами. Дал бы Бог нам всем это
видеть и не обманывать себя!
Еду дальше. На скорости 70 км/ч утром довольно прохладно. Ловлю себя на
мысли, что неплохо было бы одеть болоневый костюм поверх летних шорт и
майки, но тут же убеждаю себя, что излишний телесный комфорт на трассе
едва ли уместен, так как может привести к беспечности и отсутствию
должного внимания, так необходимого мне для выживания на моем
«комарином» виде транспорта. Чтобы «не растекаться мыслию по древу»
вспоминаю особенно понравившиеся мне и заученные в свое время наизусть
псалмы и православные молитвы. Особенно уместной представляется молитва
«Да воскреснет Бог…» (см. вечернее молитвенное правило), когда начинают
одолевать мысли сомнения в выбранном мною пути. Стараюсь следить за тем,
чтобы эта молитва прижилась в уме и сошла в сердце, воспламеняя его
любовью к единому Сердцеведу и очищая сердце от душевредных помыслов.
Это нисколько не мешает вождению, а наоборот, повышает внимание на
трассе и в экстренных ситуациях зачастую позволяет сделать единственное
правильное решение из множества возможных.
Первые серьезные искушения начались уже в Рузаевке. Пока я искал выезд
на трассу, что-то с металлическим скрежетом лязгнуло подо мной: мой
китайский Саврасушка, предчувствуя своим конфуцианским сердцем нелёгкий
путь по российским дорогам, закапризничал. Воображение тут же нарисовало
отколовшийся зуб от шестеренки в коробке передач, перекатывающийся с
места на место в ограниченном пространстве железной полости и грозящий
расклинить и покрошить всё остальное, пока ещё вращающееся в едином,
правильном ритме.
Моя дорога лежит на юг, к морю. Зажравшийся монополист по имени «МПС» не
сможет улучить меня в свои сети, этот широкий и удобный путь — всего-то
2 тыс. руб. за боковую плацкарту — не для меня. Мне уготована свыше
стезя тонкая, мопедная.
Скорость захватывает, к скорости привыкаешь. За рулем мопеда она
чувствуется иначе, нежели когда ты защищен от набегающего воздуха
лобовым стеклом автомобиля. Сбрасываешь скорость с 70 км/ч до 40 км/ч и
получаешь ощущение такое, как будто ты остановился. Странное,
непривычное ощущение. Наверняка многие горячие головы такое вот
обманчивое привыкание к скорости погубило и губит до сих пор. Я тоже
порою горяч и нерассудителен, Господи помоги! Как не потерять себя в
бешеном ритме и суете современной жизни со всё ускоряющимся техническим
прогрессом и увеличивающейся информационной нагрузкой? Как увидать
главное среди страстей, бушующих вокруг нас? Как отделить зерна от
плевел, как не выплеснуть ребенка вместе с водой? По-моему, надо не
бояться остановиться и посмотреть вокруг себя. По-моему, чем меньше
скорость, тем красивее и добрее мир вокруг тебя, и тем дальше ты без
повреждений сможешь доехать, опередив в итоге не в меру ретивых и
потакающих своим страстям скакунов. Надо только отважиться выйти на
борьбу с этими страстями, действующими в тебе и победить и побеждать их
непрестанно. Бог любит смиренных, а гордым противится, и истинно смелы
перед Ним те, кто ищет подлинного смирения перед Ним.
Чем ближе к полудню, тем нестерпимее становится зной, поток набегающего
воздуха не освежает, а сушит как фен. Среднерусские пейзажи становятся
похожими на саванну, кажется порой, что совсем бы не удивился, если бы
из-за той вон группы обгоревших на солнце тополей показалась шея жирафа,
или, к примеру, стадо слонов, растревоженное рёвом моего мокика (а
именно к этому семейству принадлежит мое транспортное средство)
перегородило мне дорогу. А пока что приходится успевать уворачиваться от
летящих навстречу фур и пригибаться всякий раз к рулю, чтобы не
парусить от порождаемых ими воздушных потоков. Пару раз встречные
насекомые хлёстко бьют в солнцезащитное забрало моего шлема, страшно
подумать, что было бы если бы его не было. Мчусь, выкручивая рукоятку
акселератора и едва успевая поправлять зеркало заднего вида, сбиваемое
всякий раз на неровностях дороги. В большинстве мест на трассе есть
полоса для движения вело- и мото-транспорта, стараюсь ехать по ней.
Часто сверяюсь с маршрутом по карте, опрашиваю местное население в
случаях, если почувствовал что потерялся. Парень на полноценном
мотоцикле в одном из райцентров, узнав откуда и куда я еду на своем
игрушечном транспортном средстве, откровенно назвал меня маньяком, но
при этом в его голосе почувствовалась некоторая зависть и восхищение.
Отсюда и далее я на подобные восклицания отвечал смиренно: «Так я ведь с
благословением Божиим передвигаюсь-то…»
Запомнилось: на бензозаправках продаются холодные маленькие бутылочки с
водой. Когда с помощью них принимаешь импровизированный душ, газировка
пенится на начинающей бронзоветь коже.
После обеда отвел душу, выкручивая ручку газа до предела на скоростном
ровном участке дороги. Достиг реки Ворона, на которой и стоит славный
город Воронеж. Живописней речки трудно себе представить! Я не мог не
остановиться, спешился, и, оставив под присмотр охранника расположенного
рядом санатория свой транспорт и поклажу, сиганул с разбегу в чистую
прогретую воду, распугивая плавающих в ней немаленького размера рыб.
Нырнул, ушел вглубь, где попрохладней, и, радуясь внезапно обступившей
меня тишине, не спеша выгреб на быстрину, где, уже выровняв дыхание и
распластавшись на поверхности водной глади, наслаждался видами
великолепной среднерусской речки. Тут тебе и плёсы и перекаты и омуты,
разнообразнейшая водяная растительность и стоящие декорациями из фильма
про немцев полуразрушенные автомобильные мосты, молчаливо хранящие
память ушедших эпох, пропуская между усталых серых свай чистые струи
воды, уносящей и этот день, который никогда не повторится больше.
Подвыпившие, не смотря на жуткую жару, мужички пытались выклянчить на
пиво, бравируя своим бродяжьим происхождением, а я, закусывая
привезенной снедью и запивая купленным в кафе холодным квасом, со
смирением выслушивал их бредни про выродившуюся братву и дорожное
братство, ещё оставшееся в глубинке и доживавшее свой век у придорожных
пивных ларьков. Один из них, правда, дал уместный совет не переключать
часто передачи, а ехать постоянно на четвертой скорости, что уменьшит
возможность дальнейшего повреждения шестеренок в коробке передач.
Впрочем и этот совет, как оказалось позже, был бестолковым.
Решил переждать зной, и, не удаляясь от речной прохлады, заехал в
прибрежные кусты около одной из многочисленных стариц. Расстелив
полиуретановую пенку, забылся полуденным сном. Сиеста среднерусского
путешественника. Проснулся отдохнувшим, обрадовался, что жара наконец-то
спала и что можно продолжать движение, вытолкал мопед из кустов,
осмотрел его, стараясь не впадать в уныние, завёл, и, удивляясь
надежности и выносливости китайского технического чуда, молитвенно и
благоговейно перебирая ногой передачи, направил своего конягу далее на
юг.
На одном из поворотов просёлочной дороги я потерял спальный мешок.
Немного не вписался в поворот, и, вылетев на обочину, заюзил на песке,
однако вовремя успел погасить скорость. Упав, поднялся и тут же
продолжил движение, не обратив внимания на багажник. Ярко красный
«спальник» так и остался лежать в пыли, а когда я, проехав пяток
километров, обнаружил пропажу и вернулся назад, след его простыл для
меня навсегда.
Асфальт хранил еще дневное тепло, а вот когда дорога спускалась в
заболоченные низины или пересекала русла рек, тело обдавало влажным
холодом, пробирающим до костей. Такие вот контрастные воздушные ванны
явно не пошли мне впрок, и на губы предательски выполз герпес.
Спортивный болоневый костюм спас положение, и я, включив ближний свет,
решил ехать ночью, хоть это и не было мне рекомендовано. На просёлочных
дорогах как встречный, так и попутный транспорт встречается редко,
ориентируешься по разметке и очень даже можно ехать, не превышая
скорость в 60 км/ч.
Момент полного и окончательного выхода из строя электрической цепи
мопеда запомнился хорошо: я, миновав очередной населенный пункт, ехал по
дороге, спускающейся вниз, навстречу шла машина, водитель которой при
приближении переключил свет своих фар на ближний — и в этот момент
электрика на моем транспорте отказала. Был я на дороге, короче говоря, и
вот уже нет меня. Ударив по тормозам и оглянувшись назад, увидел, как
мой встречный лихорадочно переключал свет, то включая, то выключая его.
Это меня немного позабавило. Но что делать – двигаться дальше было
нельзя, и я, расстелив «пенку» прямо на обочине дороги у дорожного знака
с пожеланием доброго пути, прилёг и тут же заснул мертвецким сном. Было
уже 3-30 утра. Спал недолго, но крепко. Проснувшись, встал, и,
помолясь, стал по новой раскреплять багаж. Мопед завелся сразу, что
немало меня удивило. Воистину, чудны дела Господни!
Итак, в первый день я проехал порядка 750 км. Режим жесткий: минимум
отдыха, короткие остановки чтобы перекусить, попить воды, дозаправиться
бензином (полного бака емкостью 3,3л хватает на 100 км). Один раз
топливо в баке закончилось непосредственно у бензоколонки – мопед заглох
как только я въехал на её территорию!
Второй день путешествия.Ранним утром второго дня путешествия при движении на скорости меня опять
одолевал холод. Не спасал даже болоневый костюм. Помня о неминуемо
надвигающейся полуденной жаре (в то, что возможен и дождик, честно
говоря, верилось не очень), старался проехать как можно большее
расстояние, чтобы в этот раз в обед отдохнуть поосновательнее, так как
накопившаяся усталость уже давала о себе знать.
Ближе к полудню заплутал в очередном населенном пункте, ошибочно заехав в
него. Забыл про наставления заправского водителя-консультанта Сергея
Сташко о том, что при подъезде к городам следует искать объездную
трассу, чтобы не стоять под светофорами на переполненных машинами
городских перекрестках. Какой-то пенсионер на 412-м «Москвиче» — добрая
душа! – вывез меня за собой на трассу федерального значения «Дон». Вот
это трасса, скажу я вам! Широченные раздельные полосы движения, ровный
асфальт, для дорожной ремонтной техники отведена специальная полоска, по
ней я и покатился, по-детски беспечно и восторженно наслаждаясь своей
свободой и неприкаянностью — и ещё победой над чужим мнением, состоящим в
том, что данная моя поездка – это идиотская и несбыточная авантюра.
Ничего подобного! – это просто мы, человеки современные, сами загнали
себя в прокрустово ложе чужих мнений, навязываемых нам исподволь.
Телевизионная ли реклама этому виной или еще что — не важно. И мало кому
в голову приходит подвергнуть сомнению какой-либо порядок или
обывательскую установку стремящегося к комфорту и ничегонеделанию
потребительского общества. Ещё лет 20-30 назад, скажем, такой мой вояж
показался бы невыполнимым гораздо меньшему числу моих знакомых. Если
вспомнить, то тогда некоторые ездили на юг на «перекладных» электричках,
молодежь была на выдумки хитра. Мне могут возразить, мол, тогда времена
были другие, другой была безопасность и вообще люди были добрее и
отзывчивее. На что я отвечу, во-первых, что, по мудрому выражению
классика, «времена не выбирают – в них живут и умирают». Это первое.
Второе: мир не без добрых людей – главное самому соответствовать искомой
доброте. Это аксиома. Третье: «Бог не выдаст – свинья не съест», крепче
упование на Господа возложим. Это народная пословица. Четвёртое: «Живы
будем – не помрём». Это поговорка такая, заставляющая задуматься о
вечной жизни. На самом деле, если мы, православные, веруем, что смерть
побеждена Спасителем, Его добровольной крестной жертвой, то мы, Его
последователи, движимые Его волей, неужели убоимся её? Не так страшен
чёрт как он сам себя малюет – только немножечко веры и упования на Бога и
Христа Его возложим — и червь сомнения побежден. И очевидное для
рутинного взгляда возможно станет совершенно неочевидным для духовно
зрячего человека – и это подтвердится затем опытно, на практике.
Солнце неумолимо двигалось к зениту, пробиралось удушливо-липкой
ладошкой под мотоциклетный шлем и набегающие на скорости в 70 километров
в час иссушающие воздушные потоки не в силах были нейтрализовать его
губительной действие. В какой-то момент перед глазами поплыли черные
круги, стало подташнивать, воображение стало в очередной раз рисовать
близкую кончину. На этот раз от теплового удара. Я окинул взглядом
окружающий меня пейзаж: ничего в нем не отбрасывало тень – всё замерло,
умерло, сжалось, засохло. Задраенные наглухо иномарки с кондиционерами,
шурша шинами, с лицемерным сочувствием проносились мимо – и упади я
прямо тут, на трассе, не сразу бы я получил помощь, ох не сразу! Мне
стало ещё хуже, когда я представил себя в виде желе, растекшегося по
асфальту, наподобие медузы, выброшенной на берег… Хотите верьте, хотите
нет – помогла молитва. В очередной раз. Я взмолился: «Господи Иисусе
Христе, помилуй меня грешного и не дай мне такой кончины!» Когда стоишь
на краю, молитва бывает особенно пронзительна. На мое счастье молитва
моя была услышана: впереди показался мост, а мост над трассой – это
ШИРОЧАЙШАЯ ТЕНЬ! Я, не раздумывая, заглушил мопед под мостом, обильно
облил голову и тело оставшейся в бутылке водой, и, расстелив на
основании моста «пенку», распластался на ней, жадно вдыхая в себя
прохладу. Был полдень, я решил не искушать судьбу и не трогаться с места
ранее шести часов вечера. Достаточно было взглянуть на колышащееся
марево над трассой, чтобы принять такое решение.
Трасса не любит неудачников и излишне беспечных. Меня приняли именно за
такого. Уж слишком живописно растянулся я в своем ярком – желтая
«православная» майка и ярко-красные шорты – наряде на глазах у трассы.
Спровоцировал. Подходит неведомо с какой стороны ко мне человек с
неспокойными глазами и начинает извечную песнь лихих людей: «нас с женой
обворовали – идем пешком из Астрахани в Москву – помогите чем можете, а
лучше по возможности денег дайте». Я смотрю на него, ему в глаза, и
вижу, что передо мной никакой не уголовник, никакой не лихой человек, а в
первую очередь просто голодный путник, и его, во-первых нужно
накормить. Что ж, говорю, раз просите помощи, надо как-то помочь,
подходите, у меня еда осталась, я вас покормлю. У нас, у православных,
есть такое правило: путника накорми. Пока Эдик (так он представился) с
«супругой» закусывали, я рассказал им несколько забавных и поучительных
историй из своей жизни с духовным подтекстом и поучениями. Чудны дела
Господни – я видел, ребята смогли вместить слова! На прощанье девушка,
выдавая своими манерами детдомовское прошлое, не зная как отблагодарить,
стала рассказывать как мне лучше проехать и обнаружила хорошее знание
родной трассы, что в очередной раз меня убедило в том, что никакие они,
конечно же, не несчастные потерпевшие. Если б я сразу стал отвечать им
злом на злое или соперничать в лукавстве – неизвестно как бы ещё дело
закончилось. А каким образом Господь всё управил через меня, то воистину
чудны дела его! В очередной раз я убедился, что зло нужно побеждать
добром, и что добро при этом должно быть действенно.
Надо было ехать, солнце уже было близко к закату, а я с утра успел
проехать немного. Хотелось успеть доехать до Ростова-на-Дону и там
где-нибудь заночевать в комфортных условиях, приняв душ, и отдохнуть
полноценно перед планируемым последним, третьим днем моего путешествия.
Асфальт трассы как разогретая сковородка отдавал тепло, желающих доехать
засветло до города рядом со мной было немало. Запомнилась пара на
дорожных полноценных мотоциклах, парень с девушкой. Они ловко обгоняли
своих попутчиков и не раз обгоняли меня, задерживаясь, видимо в каких-то
придорожных кафе, я же монотонно выкручивал ручку газа, мне
останавливаться и задерживаться было нельзя, так как транспорт у меня
тихоходный. Ребята всякий раз мне сигналили, а я им махал рукой в белой
перчатке: сигнал на моем мопеде к этому времени уже не работал, так как
электрика к этому времени приказала долго жить. А железо подо мною
погромыхивало уже так, как будто в медном тазе перекатывалась пригоршня
гаек.
Тут как назло качественная трасса закончилась и превратилась в узкую
колею, забитую фурами, идущими со скоростью не более 40 километров в
час. Почему-то вспомнились слова одного из гонщиков Формулы-1 про гонку
на одной из сложных трасс: «полёт на вертолёте в тесной комнате». Именно
что-то подобное я и начал испытывать, лавируя между многотонным
транспортом. Приходилось часто съезжать на обочину, ехать по острому
гравию, опасаясь за сохранность шин. Полная импровизация. Один раз,
увидев рядом параллельную грунтовую дорогу, я съехал на неё и развил
приличную для моего транспорта скорость!
На подъезде к городу качество трассы опять улучшилось, начались затяжные
спуски и подъемы. На спусках мой мопед разгонялся, думаю, километров до
ста в час, и мне приходилось его даже притормаживать, так как я
опасался того, что неизвестно как себя поведет не рассчитанная для таких
скоростей конструкция. И еще приходилось опасаться острых камней,
разбросанных по обочине.
Когда я въезжал в пригороды Ростова, на трассу спустились сумерки, что
заставило меня беспокоиться и начать думать о поиске ночлега. В первом
мотеле за одноместный номер запросили непомерно много, я развернулся и в
сгущающейся темноте дерзнул поехать дальше, мысленно уже соглашаясь не
жадничать в дальнейшем и при случае заплатить половину спрошенной цены.
Так оно и случилось: около следующего мотеля на трассе стояла женщина с
табличкой «Ночлег» в руках. Я недолго торговался, а обещание накормить
на ночь и утром домашней едой окончательно склонило меня к принятию
положительного решения. Я поехал за старенькой «копейкой», в которой
были женщина-хозяйка и её муж за рулём, в пригород Ростова-на-Дону под
названием Аксай. В полной темноте на неосвещенном участке одной из
транспортных развязок я едва не угодил под машину. Услышал из кабины
водителя досадливое «свет включи!», и ответил с не меньшей досадой, что
нету у меня теперь света.
Как приятен прохладный душ и простой вкусный ужин после дня,
проведенного в борьбе за выживание на трассе! Чистые белые простыни на
постели зазывали в свои объятья, а глаза слипались от непомерной
усталости.
Увидев на мне яркую жёлтую майку с логотипом православного молодежного
движения, хозяйка деликатно спросила, как именно я лично верую в Бога.
Не нашел ничего лучшего, как просто процитировать ей православный Символ
Веры. В глазах её увидел непонимание. Пришлось, смирившись, объяснить,
что православный Символ Веры — это полное и краткое изложение того, во
что верит без исключения КАЖДЫЙ православный христианин. Не более и не
менее. БУКВАЛЬНО. Пожелал любезной хозяйке духовного роста и
порекомендовал регулярно посещать воскресные службы, участвуя в
таинствах верных.
Затем, уже проваливаясь в забытье, включил на мобильном телефоне
вечернее молитвенное правило, и бесстрастный голос монаха-чтеца настроил
меня на сон грядущий.
Итак, во второй день я проехал немногим более 500 километров, что было
очень даже приемлемо. Впереди оставался последний, третий день пути.
Третий день путешествияНаутро, отлично выспавшись, помолясь Богу, плотно позавтракав и надев
всё накануне постиранное и чистое, выкатил мопед со двора гостеприимного
дома и залюбовался открывшимся видом на могучую русскую реку Дон.
Затем, лавируя на городских перекрестках и петляя попусту из-за незнания
дороги и по своей водительской неопытности, выехал на трассу, продолжая
свой путь на юг.
Надо сказать, что проезжая мимо постов ГИБДД по всему пути своего
следования с удовлетворением и некоторым для себя злорадством отмечал в
глазах сотрудников данного ведомства некоторую беспомощность и
растерянность по отношению к моей персоне и моему транспортному
средству. А вот на выезде из Ростова в районе станицы Павловской трасса
всё-таки взяла с меня дань. Старший лейтенант Самойлов Александр
Николаевич – да продлит Всевышний Господь его земные дни и направит на
путь покаяния! – оштрафовал меня аж на целых 200 рублей за «управление
скутером с выключенным светом фар». Даже православная маечка не спасла. А
деньги-то ведь церковные на штраф пошли… В кураже забыв про денежное
наказание, хотел было сфотографироваться с госавтоинспектором, как же,
это ведь первый мой штраф за нарушение правил дорожного движения!
Что же делать, еду дальше, надеясь к вечеру приехать в пункт назначения,
посёлок Малый Утриш, где ждут меня друзья и море, отдых и ночлег.
Станицы мелькают слева и справа от трассы, плотность населения
становится выше при приближении к югу. Я бы так и ехал, не уклоняясь от
маршрута, если бы не внезапно атаковавший меня шмель, самоотверженно
зашедший в лобовую. К тому времени пластиковое забрало на моем шлеме уже
было утеряно, и я чуть было не поплатился глазом за свою беспечность,
хорошо ещё, что удар пришелся точно в переносицу. Решив далее не
искушать судьбу, я свернул к первой попавшейся бензозаправке, имея целью
дозаправиться и поискать хоть какую-нибудь защиту для глаз.
Полуденное солнце томило, и мне нужно было немного передохнуть.
Разомлевшие от жары станичницы у бензоколонки были настроены весьма и
весьма критически. Когда бензобак моего мопеда наполнился, я решился
всё-таки спросить, есть ли у них кто-то в станице, кто мне поможет
поменять масло в мопеде и вообще посмотреть его, дать ему хоть
какой-нибудь ремонт. В ответ я получил фразу, которая надолго мне
запомнится, так как от неё повеяло прямо-таки гоголевской мистикой: «Это
тебе надо… к мастеру Семеняку… Поедешь по дороге до мельницы, а там –
направо…»
Во мне тут же созрело решение во что бы то ни стало проведать этого
самого мастера мотодел Семеняка, так как, судя по всему, гоголевский
кузнец Вакула жил у него по соседству. Немного поплутав по
недружелюбно-настороженной станице с не менее загадочными и
медлительными её жителями, мой мопед, громыхая разрушающимся металлом и
надсадно выдувая из себя бензиновый перегар, привез меня к дому мастера.
Человек, встретивший меня во дворе дома, также был настроен
деловито-мистически.
Всякий раз, когда промысел Божий в моей жизни творится явно, я испытываю
схожие субъективные переживания и чувствую себя просто непроходимым
шутом перед Его святой волей, отчего и становлюсь смешон самому себе.
Господь в этот раз привёл меня чиниться к станичному мастеру авто- и
мото-дел Семеняку, см.фото. Состоявшийся диалог можно по памяти
представить так:
— Скажите, а где мне найти мастера Семеняка?
— Ну заезжай во двор, чего стоишь…
— А… это Вы, да?
— …
— Мне бы поменять масло в мопеде и вообще посмотреть его.
— Это ты сейчас по станице на нем ездил?
— Да, я. А что?
— Слышно тебя было издалека. Сейчас посмотрим….
— Я с благословением Божиим пробираюсь из Саранска, что в Мордовии, в
Малый Утриш, меня батюшка благословил… Проехал уже немало, с
благословением-то оно, сами понимаете, легче получается. Вот у меня и
карта есть, а на ней маршрут проложен его рукой…
— Это на этом-то, — указывая на моего мото-конягу, — да из Мордовии?! Ставь его на стационарную подножку.
— Да, почитай, третий день уже еду…
В этот момент материализовался, вылез из авторемонтной ямы и показался
явно помощник мастера. В синей тенниске, с не менее синими насмешливыми
глазами, и, пряча усмешку в малоросские усы, принял из моих рук
пропыленную карту моего маршрута.
— А ты, брат, сбился с пути-то! Ты сейчас вот где, — сказал он немного
погодя и указал пальцем на мою навигационную ошибку, — плохо, видать,
тебя твой батюшка благословил!
— Благословил-то он меня как полагается, тут нет сомнения. Поэтому и
нахожусь я сейчас у таких хороших и добрых мастеров как вы! – нашёлся я.
Друзья рассмеялись шутке и принялись за работу. Что-то удивляло меня в
общении с ними, а вот что именно? Полное ненатужно-естественное
отсутствие матершины в разговоре с мирскими людьми нынче выглядит очень и
очень необычно. Подобное явление сегодня я могу встретить только у себя
на приходе, где духовно окормляюсь, да в монастырях среди братии. Мат и
сквернословие – удел побежденных скотов, обыдлевшегося и разложенного
общества, морально упавшего и даже не ищущего пути и возможности встать.
Гонений – во всяком случае явных – на Церковь сегодня нет, но храмы
Господни немноголюдны даже по двунадесятым праздникам. Народ, которому
Бог не дает покаяния, обречен. Можно искать виноватых и находить их в
людях иной национальности, вероисповедания, цвета кожи, обвинять
телевизор и СМИ во всех своих грехах, но пока не будет осознания своей
личной вины перед Богом и совестью и искреннего желания эту вину
исправить, ничего в жизни отдельного человека – а, стало быть, и
общества в целом – не изменится в лучшую, добрую сторону. Нынче сытнее, а
поэтому разумнее, считается быть чьим-то рабом, но никак уж не в первую
очередь рабом Божиим.
Тем временем из дома вышла женщина в косынке и длинной просторной юбке,
вынесла холодное кисломолочное питьё. Глядя на её благочестивый вид, я
обрадованно и восторженно произнёс: «Так вот как! Оказывается, я к своим
попал.» В ответ прозвучало: «А попал ты, Илья, к баптистам!» Воцарилась
пауза, цепкие и проникновенные небесного цвета глаза женщины пристально
следили за моей реакцией, и она не замедлила себя ждать: «А я гляжу-то:
люди вы добрые!» После этого добрая самарянка Елена и её подруга, не
менее добрая самарянка Мария («или Марианна») уже не отходили от меня,
наперебой стараясь угодить уставшему страннику.
Откуда-то появилась бутылка с морсом в дорогу, широкие женские
солнцезащитные очки, поношенная, но хорошего качества добротная
бейсболка взамен утраченной день назад на трассе. Часто звучало:
«Промысел, промысел! Это промысел Божий!» Оказывается, эти женщины и вся
местная баптистская община молилась о заблудшем Илье, моём тезке.
История этого самого Ильи вкратце такова: появился он в станице без
денег, на трассе такое случается, питался от случая к случаю,
бедствовал, и однажды местное хулиганьё проделало с ним жестокую шутку,
спровоцировав его на кражу бутылки постного масла, уже оплаченного и
якобы нечаянно забытого. После того, как несчастный Илья был пойман за
руку на месте преступления, ему был предложен выбор либо сесть в тюрьму,
либо выпить украденное масло не сходя с места. Бедняга решился на
второй вариант и, наверное, помер бы, если бы его не подобрали и не
выходили местные баптисты. Спустя какое-то время, как я понял из
рассказа, Илья, выздоровев и отлежавшись, под каким-то, судя по всему,
неблаговидным предлогом и как-то неблагодарно покинул баптистскую
общину. «Мы молимся Богу о заблудшем Илье,» — было сказано мне. «А вот
он я – заблудший Илья!» — вторил я им. И это действительно было так: ибо
зовут меня Ильей, и я довольно сильно отклонился от благословенного мне
маршрута, — «Спаси вас Господь за молитвы, люди добрые!»
Елена помогла мне обработать и забинтовать обожженную об раскаленный
глушитель ногу, дала перевязочный материал и медикаменты в дорогу.
Принесла мне в подарок баптистский журнал и Евангелие от Иоанна, а я
вынул из багажа и паказал ей свою Псальтирь на церковнославянском языке,
Рассказал, что на трассе я обычно творю молитву «Да воскреснет Бог…»,
на что получил ответ, что они «заученными молитвами не молятся».
Услышав наш оживленный разговор и восторженные женские возгласы, из дома
вышла хозяйка, Лидия Александровна и присоединилась к нам. От взгляда и
слуха умудренной жизненным опытом женщины не укрылось моя несколько
странноватая манера разговаривать «на дыхании», после чего я
чистосердечно признался, что помимо всего прочего еще и пою в церковном
хоре. Пропел перед ними несколько первых нот обиходной Херувимской
песни, после чего был тут же приглашен в дом, усажен у пианино, и Мария с
Еленой на два голоса исполнили духовную песню из своего сборника.
Гармония её была проста и незатейлива, а слова исполнены глубокого
смысла. Я подпевал и импровизировал как только мог, а в конце прозвучало
«Аминь».
источник : Православный Урал